WEB-учебник

"Информационные технологии

в профессиональной деятельности"

ГБПОУ "Александровский профессиональный колледж". Дедова Е.А.

 

Раздел 12. Компьютерные справочные правовые системы

Тема 12.1. Справочная правовая система«Консультант Плюс»

 

Справочная правовая система © КонсультантПлюс является самой популярной СПС (по исследованию ВЦИОМ 2014 г.). Систему КонсультантПлюс используют в качестве надежного помощника многие специалисты: юристы, бухгалтеры, руководители организаций, а также специалисты государственных органов, ученые и студенты. В ней содержится огромный массив справочной правовой информации.

 

Сегодня система КонсультантПлюс – это наиболее полный источник правовой информации, доступный пользователям справочных правовых систем. В системе КонсультантПлюс общее количество документов превысило 4 миллиона.

Система КонсультантПлюс содержит:

  • федеральное законодательство и законодательство 82 субъектов РФ;

  • материалы судебной практики высших судебных инстанций, ФАС всех 10 округов РФ, а также первой и апелляционной инстанций арбитражных судов московского региона;

  • консультации в форме "вопрос-ответ" по бухгалтерскому учёту и налогообложению, схемы бухгалтерских проводок и формы первичных учётных документов, материалы прессы;

  • постатейные комментарии к законам и кодексам, аналитические статьи и монографии ведущих юристов по актуальным проблемам законодательства и права;

  • а также: законопроекты; международные правовые акты; формы документов; правовые акты по здравоохранению; нормативно-техническую информацию по строительству.

Вся информация в системе КонсультантПлюс надежна и достоверна. Нормативные правовые акты и документы судебной практики полностью соответствуют официальным оригиналам.

Каждый день в систему включается около 1000 новых документов. Сервисная сеть КонсультантПлюс обеспечивает оперативное поступление всей новой информации пользователям.

В системе КонсультантПлюс имеются современные и удобные возможности для быстрого поиска необходимых документов и анализа правовой проблемы.

Системы Консультант Плюс - это своего рода "персональный советник" пользователя, аккуратный и проворный, имеющий доступ к архивам органов власти и управления, обладающий хорошей памятью и четко выполняющий все задания по поиску правовой информации. Системы предназначены для:

  • Бухгалтеров, аудиторов, финансистов, сотрудников налоговых служб;

  • Экономистов, аналитиков, специалистов плановых и внешнеэкономических отделов;

  • Юристов, адвокатов, нотариусов;

  • Руководителей.

1. Что такое СПС «КонсультантПлюс»

 

За последние годы справочные правовые системы прочно вошли в деловой оборот. Постоянными потребителями правовой информации являются и государственные структуры, и бизнес, и отдельные категории граждан, например преподаватели и студенты. Причем всем им нужна полная, актуальная и достоверная информация о действующем законодательстве, правилах его применения и готовящихся поправках. Стремясь привлечь как можно больше пользователей, фирмы, специализирующиеся на СПС, внедряют все новые продукты и совершенствуют уже имеющиеся.

Сегодня, пожалуй, никому не нужно объяснять, что такое справочная правовая система (СПС). У всех на слуху такие названия, как "КонсультантПлюс", "Гарант". Менее распространены "Кодекс", "Референт" и ряд других. Общее число официальных корпоративных пользователей СПС — более 300 000. Фактическое же число пользователей в несколько раз выше, так как в каждом учреждении или организации с правовыми базами, как правило, работают несколько сотрудников. Не стоит сбрасывать со счетов и нелегальных пользователей, приобретающих пиратские копии.

Альтернативы СПС сейчас не существует. Хотя большинство официальных документов (законы, указы, постановления) должны быть опубликованы в официальных источниках, а многие документы можно найти в Интернете, систематизированный поиск в гигантских базах данных и одновременно достоверность приведенной информации обеспечивают только СПС. Согласитесь, даже если у вас есть подшивка за несколько лет "Российской газеты" (или другого официального публикатора), поиск нужного документа займет какое-то время. Не говоря уже о том, что собрать самостоятельно более 1,5 млн. документов — а именно столько сейчас их содержит, например, СПС "КонсультантПлюс" — рядовому пользователю не под силу. Ежемесячно федеральные органы власти выпускают несколько тысяч документов, а региональные и местные — и того больше.

 

2. Как документ попадает в СПС

 

В основном правовая информация попадает в СПС официальным путем. Прежде всего из тех же официальных публикаторов. Один из них — "Российскую газету" мы уже упомянули. К официальным публикаторам федерального уровня относятся также журнал "Собрание законодательства", "Парламентская газета", "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" и др. На региональном и местном уровнях существуют свои официальные публикаторы.

Но, заметим, не все документы, которые выпускают различные ведомства, подлежат официальному опубликованию. Например, те же письма ФНС или Минфина не относятся к категории нормативных правовых актов, а значит, публиковать их в заранее определенных источниках ведомства не обязаны. Поэтому компании — разработчики СПС, как правило, заключают с государственными структурами договоры об информационном сотрудничестве и получают необходимые документы по официальным каналам. Например, у компании "Консультант Плюс" действует более 70 подобных договоров с федеральными органами исполнительной власти.

Прежде чем ввести в свой информационный банк какой-либо документ, сотрудники компании — разработчика СПС проводят его юридическую обработку. Например, выясняют, с какой даты он (или его отдельные положения) вступает в силу, разумеется, если в самом документе об этом не сказано. Кроме того, чтобы ввести в электронную копию документа необходимые гиперссылки, надо выявить, с какими документами он связан, какие документы утрачивают силу в связи с его принятием и т. п.

Многие документы попадают в правовые базы сразу же после официального издания. Например, нормативные документы, как правило, через день-два. Путь других документов (в основном это касается не опубликованных официально писем) несколько дольше, но в среднем в течение месяца все они появляются в СПС.

 

3. Обновление информации

 

Чтобы информация в СПС всегда была актуальна, она должна своевременно обновляться. Как правило, обновление самих СПС происходит ежедневно по мере поступления новых документов. А чтобы так же ежедневно обновлялись системы, установленные у клиента, он должен располагать соответствующими техническими возможностями (доступом к телекоммуникационным каналам связи). Таким способом обычно обновляют СПС крупные компании, в которых есть IT-службы, а также те фирмы, которые постоянно нуждаются в оперативной информации. Большинство пользователей обновляют СПС еженедельно. Обновлять базы реже не рекомендуется — можно упустить важную информацию.

У разных поставщиков СПС действуют разные стандарты обслуживания клиентов. Так, одни компании предлагают пользователям оплачивать каждое разовое пополнение базы. У других, например у компании "Консультант Плюс", стоимость обновлений не зависит от их частоты, а устанавливается за период — месяц (обновление можно получать в любом режиме — ежедневно, еженедельно и т. д.). В стоимость обновления включена оплата еженедельного выезда сервисного специалиста. Если же система обновляется через телекоммуникационные каналы связи, клиент оплачивает не визит специалиста, а трафик.

Таким образом, как часто пользователь будет обновлять СПС, зависит от многих факторов — от его запросов, технических возможностей, а также от того, каковы сервисные стандарты компании — разработчика СПС.

 

4. Поиск в системе

 

Самое главное для пользователя — быстро найти в системе нужный документ. Это побуждает разработчиков постоянно совершенствовать поисковые ресурсы систем и стандартизировать их.

Так, в СПС "КонсультантПлюс" очень удобно искать документы по известным реквизитам, например дате принятия или его номеру. Есть и другие возможности поиска— по названию или фразам из текста.

Для поиска документов по конкретной проблеме можно воспользоваться "Правовым навигатором". Кроме того, в системе есть кнопки для быстрого доступа к формам отчетности, календарю бухгалтера, обзорам законодательства.

Наконец, "КонсультантПлюс" легко предоставит весь объем информации по изучаемому документу: комментарии, консультации и судебную практику. Это удобно — ведь о существовании дополнительной информации пользователь может и не знать.

В "Гаранте" документы можно искать по реквизитам, источнику опубликования. Есть поиск по ситуации — выбрав подходящую ситуацию, пользователь получит документы по этой теме. Кроме того, легко доступны последние документы, поступившие в систему, — к ним можно попасть, нажав на кнопку "Новые документы" стартового окна системы.

Аналогичные поисковые ресурсы есть и в других СПС. Например, в "Кодексе" реализован так называемый интеллектуальный поиск. Он позволяет формулировать запрос в свободной форме, указывая в поле ввода текста как дату принятия или номер документа, так и ключевые слова из названия или текста. В ходе поиска система самостоятельно анализирует запрос и выдает список документов, отсортированных по степени их близости к контексту запроса.

 

5. Состав системы
 

http://www.consultant.ru/about/software/cons/

Законодательство  Судебная практика  Финансовые и кадровые
консультации
 Федеральное и региональное законодательство 85 субъектов РФ  Правовые позиции высших судов, решения высших судов, судов общей юрисдикции, всех арбитражных судов округов и апелляционных судов, архивы решений судов  Путеводители КонсультантПлюс для бухгалтеров и кадровых специалистов, консультации в форме «вопрос-ответ», схемы бухгалтерских проводок, материалы прессы, книги
 Консультации для бюджетных организаций  Комментарии законодательства  Проекты правовых актов
 Путеводитель по бюджетному учету и налогам, консультации в форме «вопрос-ответ», корреспонденция счетов, материалы прессы и книги для бюджетных организаций  Путеводители КонсультантПлюс для юристов, комментарии законодательства, юридические консультации, материалы юридической прессы и книги  Тексты законопроектов Федерального Собрания РФ и проекты подзаконных нормативных актов Правительства РФ, Банка России, Минфина, Минтруда, других министерств и ведомств, сопроводительные материалы, организационные документы
 Технические нормы и правила  Международные правовые акты  Правовые акты по здравоохранению
 Государственные стандарты и другие нормативно-технические документы по основным отраслям экономики. Нормативно-техническая документация, связанная со строительством, градостроительством и архитектурой  Документы, регулирующие отношения России со странами дальнего и ближнего зарубежья. Международное публичное право и частное право, международный коммерческий арбитраж  Нормативные документы по медицинской и фармацевтической деятельности, консультации и разъяснения

 Формы документов

Необходимые для делопроизводства типовые формы: договоры, акты, заявления, инструкции и т.п.

   

Тема 12.2. Специализированные (отраслевые) справочные системы

  

Специализированные (отраслевые) справочные системы - это полнотекстовые электронные библиотеки нормативно-правовых и нормативно-технических документов, справочного материала и другой необходимой специалистам информации. Значительную часть материалов составляют документы, которые устанавливают комплексы норм, правил, требований и являются обязательными для использования в определенных областях экономики.

В основу всех систем положены разделы с правовыми актами законодательных и исполнительных органов государственной власти России. В состав этих разделов включаются как основополагающие документы, касающиеся деятельности всех предприятий и граждан, так и ведомственные узкоотраслевые акты. При комплектовании этих разделов в обязательном порядке учитывается мнение специалистов, ведомств, а также наиболее авторитетных организаций.

Большой интерес для специалистов представляют разделы с нормативно-техническими документами, куда включаются действующие ГОСТ, СНиП, СанПиН и другие документы, определяющие технические и организационно-экономические аспекты деятельности в конкретной отрасли. Разделы состоят из тематических блоков, что позволяет выбрать пользователю только необходимую в работе информацию. Электронные тексты отдельных документов из других разделов или тематических блоков пользователи могут получить по специальному запросу.

Важное значение при комплектовании систем придается подготовке разделов со справочной и аналитической информацией. В эти разделы включаются материалы справочного и консультационного характера, необходимые в повседневной деятельности, а также авторские разработки наиболее авторитетных специалистов.

 

Справочно-правовые системы (информационно-правовые системы) — особый класс компьютерных баз данных, содержащих тексты указов, постановлений и решений различных государственных органов. Кроме нормативных документов, они также содержат консультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учету, судебные решения, типовые формы деловых документов и др. Большой объем правовой информации и качество ее юридической обработки — основа надежности справочно-правовой системы (СПС). Чем большим количеством документов располагает аудитор, тем выше вероятность нахождения в любой момент времени необходимой информации.

Экспертные системы ориентированы на бухгалтеров, аудиторов, юристов и руководителей предприятий, а также на других специалистов, работа которых связана с принятием решений и проверкой их соответствия действующим правовым нормам. Основное отличие экспертной системы от обычных СПС состоит в следующем:

База знаний системы, формируемая авторитетными экспертами, ориентирована на поиск знаний для принятия решений, а не просто на поиск правовых документов.

Оригинальный механизм поиска позволяет пользователю формировать новые знания по изучаемому вопросу на основе постоянно актуализируемых экспертами знаний о предметной области, содержащихся в системе.

На сегодняшний день в России и СНГ существует множество справочно-правовых систем, к основным из них можно отнести следующие:

1. Коммерческие системы:

«КонсультантПлюс» - имеются федеральные и международные документы, судебные решения, финансовые консультации и которая состоит из федеральной, региональной и местной баз данных;

«Гарант» - имеются международные и федеральные документы, судебные решения, финансовые консультации, тексты указов президента и которая состоит из одной объединённой базы;

«Кодекс» - большое количество нормативно-технических документов (ГОСТов, СНиПов, РД и т.д.) и имеющая специализированные справочные системы по различным отраслям деятельности (строительство, экология, электроэнергетика, охрана труда и пр.); также здесь имеются международные и федеральные документы, судебные решения, финансовые консультации, тексты указов президента;

«Референт» - уникальная база авторских материалов, Законодательство РФ, Москвы и МО по всем отраслям права — самая молодая система в данном классе (первый релиз вышел в 1995 г.), что определяет как ее достоинства ( подход к разработке, современный интерфейс, аналитические инструменты компьютерной сортировки документов), так и недостатки (небольшое количество материалов региональных арбитражных судов, по сравнению с аналогами).

2. Государственные системы:

НТЦ «Система» - эталонный банк правовых актов высших органов государственной власти. В свободном доступе находятся: Законы РСФСР, Законы СССР, Законы Российской Федерации, Кодексы РСФСР, Кодексы Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, Федеральные конституционные законы, Доктрины Российской Федерации;

ИПС «Закон» - информационно-правовая система Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, являющаяся основным источником поиска нормативных правовых актов в Государственной Думе;

БД НЦПИ (научного центра правовой информации) Минюста России – база данных, основанная на сборе и обработке правовой информации, их обновлении и поддержании в контрольном состоянии. Хранящаяся в НЦПИ информация предоставляется на основе договора органам государственной власти, юридическим и физическим лицам.

 

ПОМОЩНИК БУХГАЛТЕРА

 

 

 

Перейти к разделам  

Раздел 1. Информационные системы и применение компьютерной техники в профессиональной деятельности

Раздел 2. Технические средства информационных технологий 

Раздел 3. Программное обеспечение информационных технологий 

Раздел 4. Обработка текстовой информации 

Раздел 5. Процессоры электронных таблиц 

Раздел 6. Технологии использования систем управления базами данных 

Раздел 7. Электронные презентации 

Раздел 8. Редакторы обработки графической информации 

Раздел 9. Системы оптического распознавания информации 

Раздел 10. Системы машинного перевода 

Раздел  11. Бухгалтерские системы учета 

Раздел 12. Компьютерные справочные правовые системы 

Раздел 13. Компьютерные сети 

Раздел 14. Основы информационной и компьютерной безопасности

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»